Скандинавия: концепция непрерывного образования

Уникальность магистерской программы по политологии PolitIQ заключается в том, что российские профессора и эксперты из МГУ и МГИМО, специализирующиеся на истории и проблемах постсоветского пространства, будут работать бок о бок с нашими зарубежными партнерами из США, Канады, Норвегии, Швейцарии, Китая. Уже в новом учебном году 2018/19 мы ожидаем иностранных студентов как из стран СНГ, так и из США, Европы и Азии. Таким образом, Вы сможете познакомиться с учащимися со всего мира, рассмотреть аспекты государственной политики под разным углом, обменяться опытом со своими будущими коллегами, а, возможно, и друзьями.

Поскольку программа интернациональная и преподается на английском языке при участии приглашенных специалистов из-за рубежа, мы решили затронуть такую важную тему современности, как необходимость повышения уровня образования. Действительно, по окончании бакалавриата некоторые студенты задаются вопросом: что же делать дальше? Перед ними стоит выбор: пойти работать или продолжить свое образование в магистратуре, а затем и в аспирантуре. Определиться бывает непросто, поэтому мы решили проанализировать опыт самых развитых стран, а именно стран Скандинавии. Во многом благодаря концепции непрерывного образования эти страны и стали богатыми и успешными.

Как считают жители Севера?

Приобретенные за время обучения в школе и в университете профессиональные навыки требуют дальнейшего развития, поскольку мир буквально меняется на глазах. Это происходит из-за стремительного технологического прогресса, подвижной политико-экономической ситуации и глобализации. То, что Вы изучали в стенах альма-матер буквально вчера, сегодня может просто «устареть» и быть недостаточным для успешного продвижения по карьерной лестнице.

Другими словами, всегда необходимо обновлять свои знания. Потребность в приобретении новых навыков и компетенций возникает повсеместно, особенно в сфере новых технологий, научных исследований, а также важнейших гуманитарных дисциплинах, таких как экономика, юриспруденция и политология. Так, архитектор, окончивший университет в 1980 году, не сможет осуществлять современные проекты, если не будет регулярно посещать новейшие учебные курсы. А будущий дипломат или сотрудник государственных структур должен прекрасно разбираться в историко-политическом контексте, регулярно пополняя свои знания на различные темы, особенно касательно тех стран, где наблюдается нестабильная политическая и экономическая ситуация. Например, в странах постсоветского пространства.

На шестой всемирной конференции по образованию взрослых — Confintea VI (Белем, Бразилия, 2009) ЮНЕСКО ввела термин «обучение и образование для взрослых», подразумевая под этим обучение взрослых как в профессиональном плане, так и в общем, например, повышение грамотности и развитие других базовых навыков, приобретение новых знаний и установок. Образование взрослых отражает определенную философию об обучении, основанную на предположении, что взрослые могут и хотят учиться,  готовы взять на себя ответственность за свое собственное обучение и что обучение должно отвечать их потребностям.

Образование для взрослых в Норвегии

Главной целью образования для взрослых в Норвегии является предоставление всем возможности расширения компетенций и развития навыков на протяжении всей жизни. В Норвегии считается, что образование помогает людям улучшить качество жизни, сформировать ценности и повысить гибкость в трудовой деятельности. Компетентность и навыки населения являются основными факторами обеспечения экономического роста, возможности трудоустройства, конкурентоспособности и сотрудничества.

Бесплатное образование для взрослых — это основное право, гарантируемое законом. Норвежское агентство по обучению на протяжении всей жизни (Vox) разработало программы и предложило финансирование проектов, в которых сотрудничают компании и стейкхолдеры. Целью программ является базовое образование взрослых без отрыва от работы.

Следующая статистика показывает, что половина занятого населения Норвегии в возрасте от 22 до 66 повышает уровень своего образования на различных курсах и тренингах.

Source: The Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education (NIFU)/Statistics Norway

Концепция непрерывного образования

Если еще в 1970-х годах люди работали, чтобы жить, то сегодня все больше людей живут, чтобы работать. Они занимают высококвалифицированные рабочие места, которые требуют непрерывного развития их человеческого капитала – как в личностном плане, так и в профессиональном – на протяжении всей жизни.

Кажется, существует связь между экономическим и социальным благосостоянием жителей Скандинавии и политикой в области образования. В скандинавских странах эгалитарная школьная система, которая нацелена на равное распределение благ между учениками, независимо от их социального происхождения, что напрямую способствует равенству доходов и сплоченности в обществе. А дальнейшее обучение взрослых способствует повышению уровня занятости, социальной обеспеченности и экономического процветания.

Пример – Швеция

Как и в других скандинавских странах, обучение на протяжении всей жизни очень хорошо развито в Швеции. Уровень участия населения в формальном и неформальном образовании – последнее относится к открытому или дистанционному обучению, частным занятиям, семинарам и другим способам обучения – в возрасте от 25 до 64 лет составляет 66%. Это самый высокий показатель среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) наряду с Данией и Финляндией. Как правило, большинство людей, занятых непрерывным обучением, работают: 71% занятого населения участвует в формальном и / или неформальном образовании. В то же время уровень участия неактивных людей, то есть людей, которые не ищут работу, составляет 36% – самый высокий показатель среди всех стран ОЭСР. В этом смысле обучение на протяжении всей жизни может быть эффективным способом реабилитации рынка труда.

Интересно отметить, что стремление к образованию наблюдается среди взрослого населения Швеции. Каждый третий в возрасте от 25 до 64 лет хотел бы учиться.  Многие люди учатся, потому что хотят развиваться в своей профессии, поменять карьеру или потому что им интересно изучать новые вещи. Studying all your life или life-long learning рассматривается в странах Скандинавии, и в Швеции в частности, как нечто позитивное.

Показатель занятости населения всех уровней образования в Швеции составляет 82%. Для людей с высшим образованием он достигает 90%.  Это третий по величине показатель среди стран ОЭСР после Исландии и Швейцарии.

Рынок труда в Швеции довольно однороден: разница в доходах между работниками с высшим образованием и с высшим средним или послесредним невысшим образованием довольно низка по сравнению с другими странами-членами ОЭСР и странами-партнерами.

Гендерное равенство является еще одним отличительным признаком шведской системы. Разница в уровне занятости между мужчинами и женщинами составляет менее 3%, что ставит Швецию в один ряд с Исландией, Норвегией и Португалией.

На представленной ниже диаграмме Вы можете наблюдать следующее: около 80% взрослого населения в возрасте от 25 до 64 лет продолжает свое самообразование в дополнение к уже полученному формальному (университет) и неформальному (курсы, тренинги, повышение квалификации). В качестве основных средств шведы используют компьютер, планшет и смартфон.

Statistics Sweden, Adult participation in education 2016

Круговая диаграмма демонстрирует уровень образования среди населения в возрасте от 25 до 74 лет. Так, в 2015 году высшее образование имело 78% населения Швеции (Upper and post secondary 44% + Tertiary 34%).

Nordic Council of Ministers, Nordic Statistics 2016

Мобильность через образование

Стратегия образования для стран Скандинавии подразумевает мобильность через образование, то есть политика в области занятости нацелена на создание условий, способствующих повышению мобильности. Для этого сегодня в скандинавских странах предпринимаются две важные вещи.

Первым крупным изменением является переход от политики рынка труда к политике занятости. Создаются гибкие условия в отношении различных видов занятости посредством образования и обучения. Второе, что имеет решающее значение для политики мобильности, это хорошо развитая координация между политикой в ​​области занятости и образовательной политикой, поскольку это повышает конкурентоспособность бизнеса. Если человек работает или готовится к трудоустройству, ему следует уделять особое внимание образованию и обучению. Таким образом он сохраняет способность приспосабливаться к динамичному рынку труда.

В настоящий момент рынки труда в скандинавских странах испытывают сдвиг в направлении наукоемкого производства, в то время как многие традиционные отрасли промышленности исчезают. Если это изменение не будет сопровождаться интенсивным образованием и обучением, северные страны переживут ситуацию недостатка квалифицированной рабочей силы и образования большого числа вакантных рабочих мест. Так что сегодня образование – приоритетное направление для стран Скандинавии.

Какие выводы?

Как мы выяснили, успех стран Скандинавии во многом основан на тех социальных и экономических принципах, которых придерживаются власти. Это относится и к политике в области образования. Скандинавы не только не стремятся побыстрее закончить свое обучение, а наоборот, растягивают его на всю жизнь. Они понимают, что прогресс не стоит на месте и регулярное обновление знаний – главное условие успеха.

Источники:

Bjerkaker S., Adult and Continuing Education in Norway, W. Bertelsmann Verlag, Bielefeld, 2016

Holm C., The Nordic approach to lifelong learning, Proceedings of the Policy Forum on Lifelong Learning — Policy and Vision. 47th SEAMEO Council Conference (SEAMEC 47). Hanoi, 2013

Education at a Glance, Centre for Educational Research and Innovation, 2014

18.06.18